Ведические правила и предписания
 
    
    
            
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(15 августа 2002 года, Лахта, Санкт-Петербург)
https://harekrishna.ru/2011/06/8333-vedicheskie-pravila-i-predpisaniya.html
https://harekrishna.ru/2011/06/8384-vedicheskie-pravila-i-predpisaniya-chast-2.html#main
https://harekrishna.ru/2011/06/8443-vedicheskie-pravila-i-predpisaniya-chast-3.html#main
https://harekrishna.ru/2011/07/8493-vedicheskie-pravila-i-predpisaniya-chast-4.html#main
Шрила Говинда Махарадж: …Один эпизод войны кшатриев. В ту эпоху существовал определенный кодекс поведения кшатриев, когда люди сражались, скажем, один на один… Было равное количество сил у противников, равное количество рук… У тебя есть атомная бомба, у меня есть атомная бомба, и мы сражаемся. И это честно. Но в том случае они преступили [закон чести]… Было семеро махаратх, великих воинов, и они напали на одного Абхиманью, на юношу. За это они заслужили наказание, и этим наказанием была смерть.
Кришна объяснил Арджуне эту ситуацию — то, что они преступили законы рыцарской чести, поэтому они заслуживают смерти. Не вопрос, когда эта смерть наступит — завтра или послезавтра, или через год. И не важно, как она придет — спереди, сзади. Но факт то, что они заслужили смерть, и они должны умереть. Кришна наказал Арджуне совершить определенные поступки, которые, казалось бы, выходили за рамки законов Ману, но Он также объяснил ему, почему это произошло.
Или другой пример — Драупади. Она была взята из гарема и Куру пытались ее обесчестить, сорвать с нее одежду. Тем самым они тоже совершили смертный грех и должны были ответить за это смертью. И есть множество других примеров. Когда человек совершает подобное, то есть когда он очень серьезно преступает закон, за этим следует наказание смертью.
Вопрос: (на английском).
Шрила Говинда Махарадж: Преданные не слишком заботятся о законах Ману, поскольку законы Ману предназначены для падшей человеческой природы. Человеческая природа не всегда хороша, и ради ее исправления Ману дал закон человечеству.
[санскрит]
Также «Шримад-Бхагаватам» рассказывает эпизод…
Госвами Махарадж: «Сканда-пурана» приводит этот эпизод, а затем в «Чаритамрите» эта история пересказывается…
Шрила Говинда Махарадж: В этом маленьком компьютере содержится вся Веда, все итихасы, все Пураны, Упанишады. «Сканда-пурана» рассказывает и потом в «Чаритамрите» эта история пересказывается — о том, что когда-то в древности Нарада Госвами и Парвата Муни… Так случилось, что был один охотник, который стал учеником Нарады Госвами. Этот охотник был очень грешным человеком, но после того, как он стал учеником Нарады Госвами, [он изменился]. Однажды Нарада Госвами и Парвата Муни решили навестить его. Когда они пришли в его соломенную хижину, этот бывший охотник простерся перед ними в дандавате, но перед этим он посмотрел на землю — не ползут ли там муравьи. Он увидел муравья и смел его в сторону, чтобы не задавить. Парвата Муни сказал Нараде: [санскрит] «Посмотри, твое общение настолько изменило его сознание, что он не желает причинить боль никакому живому существу». Таково сознание вайшнава.
Преданный: Я хочу довести до сведения Гурудева, что многие, получившие брахманическую инициацию, пьют чай, курят… Поэтому я хочу попросить, чтобы Гурудев предостерег лицемеров, которые совершают подобные действия. Чтобы они не допускались на кухню Кришны для преданного служения, для приготовления прасада, потому что это служение Кали, а не Кришне. Кришна не может это принять… Чтобы эти лицемеры сняли с себя брахманские шнуры, потому что они осквернили все вокруг… И чтобы они перестали пить черный чай. Это нарушает наставления Бхактисиддханты Сарасвати Госвами.
[Муралишвар Прабху допускает неточность в переводе слов Шрилы Гурудева, Госвами Махарадж разъясняет.]
Шрила Говинда Махарадж: Люди, которые совершают это, ведут себя неправильно, и они получат соответствующий результат. Они дали обещание, когда получали посвящение, и они его нарушили. Соответствующие плоды к ним придут.
Cахадев Прабху: Чисто технический вопрос. Я знаю некоторых брахманов, которые совершают омовение, но не специализированный ачаман — не окропляют руки и рот водой. Можно ли так делать? То есть они совершают омовение, но не ачаман с мантрами — просто омовение. Можно ли так делать?
Шрила Говинда Махарадж: Я не понимаю.
Госвами Махарадж: Ган̇ге ча йамуне чаива, года̄вари сарасвати… Мы не должны использовать воду Ганги для того, чтобы смывать грязь со своего тела. Говорят, что Пундарик Видьянидхи брал несколько капель воды Ганги и окроплял ей свою голову, несколько капель воды.
Преданная: Он служил Ганге, мы служим Ганге, мы не используем ее для очищения своего тела, мы ее слуги.
Шрила Говинда Махарадж: Махапрабху и Его преданные купались в Ганге. Также «Ману-самхита» говорит, что если ты касаешься воды Ганги, то очищаешься, а если ты в ней купаешься, то становишься крокодилом. [Смех.]
То, что эти преданные следуют брахманическим правилам, — это хорошо, поскольку сами по себе брахманические правила не плохи, это нечто хорошее. Но с теми, кто этому не следует, я не знаю, что с ними будет.
Этот вопрос для бенгальцев, бенгальцы могут такой вопрос задавать. Это как в одной шутке. Говорят, что был один волшебник, перед толпой людей он сказал: «У меня есть волшебная палка. Если эту палку положить в воду, то появится крокодил, а если ее положить на землю…» (Но перед этим он сказал: «Я вам расскажу про эту палку, но только в том случае, если среди вас нет бенгальцев»). Итак, он говорит: «Если палку положить в воду, появится крокодил, если положить ее на землю, появится тигр». И тогда один из присутствующих сказал: «А что будет, если эта палка будет наполовину в воде, наполовину на земле?» И волшебник воскликнул: «Ты бенгалец, сто процентов!» [Смех.] Этот вопрос из этой серии.
Если мы будем стараться видеть оскорбления или недостатки других людей, тогда мы вообще не увидим никого, кто был бы квалифицирован. Никто не подходит под брахманский стандарт в чистом виде. Чему-то люди следуют очень хорошо. Следовать брахманической культуре — это благо, это хорошо. Если человек не способен следовать ей в полной мере — это простительно. И это особенно простительно для того, кто воспевает маха-мантру.
 йада-санга-крийа-карма джаната вапйа-джаната
 
	пурнам бхавату тат-сарвам шри-харер-нама-киртанат[1]
Господь вложил в эту маха-мантру особое могущество. Даже брахманы, когда они совершают свои обряды, ритуалы, в конце они произносят выше процитированную мантру. Эта мантра гласит: «Если я совершил некие ошибки или если в моем проведении ритуалов присутствуют недостатки, изъяны, то все они нейтрализуются призыванием Святого Имени Господа».
Таким образом мы можем прийти к гармонии со всем. Если настроение преданности совершенно в человеке, тогда ничто не может быть слишком опасным для него.
Бимал Канти Прабху: Махарадж, скажите, пожалуйста, как можно совершать какие-то очистительные церемонии, поддерживать чистоту, когда постоянно путешествуешь? Я езжу на Дальний Восток — там ни мантру почитать, ни омовение принять иногда не бывает возможным.
Госвами Махарадж: Гурудев только что ответил на этот вопрос. Это тот же самый вопрос. Гурудев только что объяснил следующее. Положение номер один: следовать брахманической культуре — это хорошо. Номер два: не следовать этой культуре в полной мере — это простительно. И номер три: это особенно простительно для того, кто принял прибежище в Харинаме, в вайшнавах и служении им.
Мы понимаем так, что Бимал Канти, следуя указаниям Шрилы Говинды Махараджа, путешествует и проповедует, и в этих поездках он не может следовать всему. И если он не может следовать всему, то это не есть оскорбление.
Шрила Говинда Махарадж: А «Ману-самхита» что говорит?
[санскрит]
Там сказано, что если ты брахман и делаешь один шаг за порог своего дома, ты становишься шудрой. [Смех.]
Когда ты, будучи брахманом, едешь в поезде, ты вынужден сидеть в одном купе с мусульманами, христианами, шудрами и прочими людьми. Если бы сам Ману оказался в таких условиях, то и он бы не сумел сохранить свою брахманическую чистоту. [Смех.] Поэтому Ману создал такой закон. Ману сказал, что если ты ходишь в туалет, не стоит пользоваться водой — достаточно туалетной бумаги. [Смех.] Такой брахманический стандарт там содержится.
Я, конечно, и шучу, и говорю серьезно в то же время. Но заключительное суждение таково: воспевайте Харе Кришна маха-мантру и не придавайте слишком большое значение «Ману-самхите». Все равно в эту эпоху никто и никогда не будет в состоянии следовать стандарту брахманизма в полном объеме.
Может быть, если отправиться в джунгли, в глухой лес, и жить там в одиночестве, тогда это следование возможно. Но если вы собираетесь жить в Москве или в другом городе, или в любой деревне, — вы не сможете поддерживать стандарт брахманов.
Поэтому повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы. Я всегда это говорю. Просто следуйте этому. Это наилучший путь очищения себя.
Харе Кришна!
Преданные: Харе Кришна!
Шрила Говинда Махарадж: Джай Гуру Махарадж ки джай!
Преданные: Джай!
Шрила Говинда Махарадж: [неразборчиво].
Преданные: Джай!
[Реплики о слове «sorry».]
Преданная: Мужья любят цитировать Веды своим женам. [Неразборчиво. Смысл следующий: мужья указывают женам, как им необходимо поступать.] Это как вопрос с «Ману-самхитой»: мы тоже можем иногда нарушать [правила] или, что касается женщин, женщина должна все соблюдать?
Шрила Говинда Махарадж: Это очень хорошая причина — опираться на Веды.
Преданная: Почему спрашиваю? Потому что мужчины [зачастую] не принимают никаких обязательств. Они ссылаются на Веды, где сказано, во сколько необходимо вставать, как принимать омовение, как выполнять все [предписания духовной практики]. Если ты брахман, то выполняй все соответствующим образом. Но они не принимают обязательств в отношении женщин.
Шрила Говинда Махарадж: Это естественно, что женщина готовит, а мужчина ест. [Смех.] В сознании Кришны существует партнерство, когда есть двое — муж и жена. И они должны помогать друг другу, уважать друг друга, кормить друг друга. И они должны стараться приходить к гармонии в любой ситуации.
Таково общее проявление этого закона. Но выше этой формы должны проявляться любовь, нежность, взаимное уважение, верность и помощь друг другу, мужа и жены. И они оба будут в таком случае практиковать сознание Кришны и помогать друг другу. И это хороший процесс.
Когда речь идет о взаимоотношениях мужа и жены, никаким формальным способом невозможно привнести в их жизнь какие-то законы и правила. Особенно в западном мире, в мире, где сам закон государства допускает, например, развод.
У меня есть ученики, муж и жена — они оба являются лидерами преданных. Они хорошие проповедники и хорошие практикующие. Поскольку они западные люди, в один прекрасный день этот мужчина сказал своей жене: «С сегодняшнего дня ты мне не жена более, а подруга». А жена сказала: «Ты мне более не муж, ты просто друг». И это правда — я никого никогда не наказываю. Они сказали друг другу [следующее]. Мужчина: «С сегодняшнего дня я могу отправляться к другим женщинам». А женщина сказала соответственно: «А я могу общаться с другими мужчинами». И вместе они признали: «Нам нет нужды официально разводиться». И они сошлись на том, что каждый будет жить так, как захочет. «Мы преданные, мы будем проповедовать сознание Кришны». И они счастливы. [Смех.]
Какая тут брахманическая культура, ведическая традиция, «Ману-самхита»? Поэтому просто стоит забыть все и быть сознающими Кришну. Это очень хорошо. И следует помогать друг другу. Не следует совершать плохих поступков, которые могли бы разрушить нежность, разорвать узы, существующие между мужем и женой. Другого способа нет.
Если бы мы привнесли в нашу жизнь строгие правила и предписания и заставили бы всех им следовать, то никто не остался бы в этом движении сознания Кришны. Все вернули бы свои мешочки с четками обратно. [Смех.] Сознание Кришны — это нечто принципиально иное, чем все остальное, и его суть, основа — любовь, нежность, преданность и верность.
Преданная: Дорогой Гурудев, позвольте спросить, раз зашел вопрос о семейных отношениях, — возможен ли такой брак, когда муж практикует время от времени сознание Кришны, а жена верит в Бога, но как-то по-другому?
Шрила Говинда Махарадж: Эти мужчина и женщина будут решать, смогут ли они терпеть друг друга в таком случае. [Смех.] Если они смогут, тогда такие отношения возможны. И многие люди живут таким образом.
Преданная: И вообще, можно ли осуждать любовь к Господу в любой форме, даже если она отличается [от той, которой придерживаешься ты]?
Шрила Говинда Махарадж: А зачем кого-то осуждать или что-то отвергать? Я верю в Бога по-своему; ты сознаешь Кришну — это хорошо, я верю в Бога как-то иначе — тоже хорошо. Тебе нравятся «очень вкусные» мясо, рыба — замечательно. Мне они не нравятся — тоже замечательно. Если у нас будет такая позиция, тогда мы всегда сможем прийти к гармонии. Но не стоит никому причинять беспокойств.
Позиция здесь такова: поскольку я следую сознанию Кришны, для меня немыслимо, невозможно убивать животных, готовить блюда из рыбы, из мяса. Но ты сознанию Кришны не следуешь, поэтому ты можешь это делать и это есть. Если возможно прийти к некому соглашению, тогда этот союз [мужчины и женщины] возможен. Но если соглашение невозможно, тогда начинаются трудности.
Хираньякашипу обладал столькими совершенными качествами, блестящими качествами. Он был очень аскетичен, но он был враждебен к Господу Вишну. Его жена, Каядху, была преданной Господа Вишну. Но, так или иначе, они привели в гармонию свою семейную жизнь. [Смех.] И у них родился сын, который был великим преданным Кришны.
Нрисимхадев убил Хираньякашипу. На то были веские причины — тот [Хираньякашипу] несколько раз хотел убить своего сына, Прахлада. Тем самым он нанес серьезное оскорбление Прахладу. И он был убит Нрисимхадевом.
Повсюду мужчины и женщины могут как-то договориться, это индивидуально. Но не стоит поступать так, как поступили мои ученики, которые сказали друг другу: «С сегодняшнего дня ты свободен, я свободна. Мы можем жить, как захотим, но оставаться при этом друзьями. И разводиться нам не следует».
Будучи «индийским» Гуру, мне хотелось бы надавать им пощечин. Поскольку я Гуру не только индийский, но и международный, я им поклоняюсь. [Смех.] Что я могу сказать?
 
 
 Переводчик: Муралишвар Дас
 
	Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
 
	Редактор: Традиш Дас
 
 
[1] «Когда мы проводим различные обряды, мероприятия и церемонии [огненные жертвоприношения, поклонения Божествам, ритуалы для усопших и т. д.], мы всегда заключаем повторение мантр киртаном [воспеванием Святого Имени]. Мы проводим эти религиозные церемонии для того, чтобы удовлетворить Всевышнего и богов, но во время их проведения мы осознанно или неосознанно совершаем очень много ошибок; более того, в Кали-югу, в этой пучине недостатков, невозможно сделать какое-либо подношение или провести какое-либо поклонение должным образом, поэтому для того, чтобы церемония прошла успешно, все несовершенства должны быть исправлены, что возможно только благодаря воспеванию Святого Имени (киртану). Поэтому мы всегда завершаем все церемонии повторением Святого Имени».
 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        